Заниматься бизнесом

Еще не так давно велись бесконечные споры на тему – женщина и бизнес. Не теряет ли женщина, занимающая бизнесом, присущие ей черты и может ли женщина, все-таки оставаясь женщиной, заниматься предпринимательством, руководить командой. Чем «женский» бизнес отличается от бизнеса? Социологи и экономисты, психологи и, главное, сами женщины уже давно ответили на эти вопросы. Может. И еще как может, занимаясь политикой или собственным бизнесом, руководя большой компанией, оставаться мягкой и женственной, при этом собранной и целеустремленной.

Совсем недавно, всего каких-то пятнадцать лет назад, встретить женщину за рулем собственной машины, управляющей своей компанией, было чуть ли не в диковину… Жизнь расставила всё по местам… или не совсем всё? А может ли молодая женщина в чужой стране с нуля начать и вести свое дело? И быть успешной?

Я решила поговорить об этом с Еленой Мележиковой – руководителем компании «Рrintexport». Надо сказать, что назначить встречу с ней было совсем не просто - то переговоры, то встреча с клиентом или работа с поставщиком, то совещание

И вот мы сидим в уютном немецком кафе. Передо мной молоденькая, улыбчивая женщина, и я включаю диктофон.

- Елена, этот вопрос вам наверняка задают все, кто Вас видит - от друзей до журналистов. Не могу удержаться и я. Почему Вы занялись таким, мягко скажем, не женским делом, как продажа типографского оборудования - машин, запчастей, комплектующих?

- Все очень просто… Интерес и желание учиться! Наверное, это трудно понять, но это факт. Понимаете, если честно сказать, я никогда даже не могла себе представить, что буду заниматься машинами. Я окончила Пятигорский институт иностранных языков. Первый язык – немецкий. Работала с туристами из Германии, потом захотелось учиться дальше - я вообще очень люблю учиться – вот и приехала в Германию. Мысль заниматься своим делом, заниматься профессионально и грамотно, стать действительно свободной, независимой привела в Кёльнский университет на факультет бизнеса…

Диктофон пишет, а я незаметно рассматриваю свою собеседницу, что вовсе не мешает мне внимательно ее слушать… Женская привычка. Туфли. И вспоминаю, как много лет назад, на одном из семинаров по бизнесу, услышала брошенную американским бизнес-тренером фразу: «Если женщина серьезно занимается бизнесом, она носит хорошую дорогую обувь и дело не в деньгах, которые она зарабатывает, а в ее отношении ко всему. Обувь - показатель стабильности характера и скрупулезного отношения к себе и делу».

- Простите, Елена, я немного отвлеклась на Ваши туфли…
- Вы тоже в дорогой обуви…- и мы одновременно понимающе рассмеялись.

…итак, продолжим все-таки о важном. Вы поступили в университет. Трудно учиться и работать? Ведь немецкие студенты–иностранцы сами должны зарабатывать, оплачивая и свою учебу, и проживание, а это вовсе не так просто…

Знаете, если все четко распланировать, придерживаться своих планов, быть требовательной и собранной, то все получается! Я начала учиться и познакомилась с человеком, который занимался продажей полиграфического оборудования и вел переговоры с английской компанией о продаже своей фирмы из-за тяжелых финансовых проблем. Так судьба свела меня с английской фирмой и Акселем Штефаном. Он-то и предложил мне стажировку у себя. И вот тут началось… самое интересное. Приходилось вникать и учиться просто на ходу, осваивая новое дело. Это безумно интересно, правда. И я влюбилась в свою работу! Из университета мне пришлось перевестись в Высшую школу - только там мне могли дать именно практические знания бизнеса. Засела за учебники Принт-Медиа-Академии Heidelberg, учебного заведения ведущего немецкого производителя полиграфического оборудования. Вы же знаете, что Германия – родина книгопечатания, и оборудование тут самое качественное и самое долговечное. Немецкое качество во всем…

- И Вы открыли свою фирму по продаже типографского оборудования? Было страшно?

- Страшно? – Елена с удивлением смотрит на меня - почему страшно? Вовсе не страшно, интересно - это да. Сложно? Наверное. А вот страх? Ну, вряд ли… Страх парализует. Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы двигаетесь, либо падаете. Главное двигаться вперед!

- Много ли у Вас клиентов? Откуда они?

- Откуда? Это и Россия – причем практически вся территория - от Калининграда до Урала. Беларусь, Украина, Казахстан, Узбекистан… На сегодняшний день потребность в хорошем, качественном оборудовании для типографий - как небольших, частных, так и самых крупных - постоянно растет – открываются новые, переоснащаются давно работающие и, как вы понимаете, немецкое качество и надежность даже подержанных станков весьма привлекательны.

- А почему немецкие типографии распродают свои станки? Они устарели?

- Нет, ну что вы! Просто на сегодняшний день в Германии сложилась такая ситуация, что многие типографии объединяются, укрупняются и потому продают дублирующее оборудование. Для типографии, которым мы продаем эти станки очень выгодно покупать именно такие. Во-первых, они уже, что называется, «побывали в деле» и при их эксплуатации можно не ожидать каких-либо «сюрпризов», во-вторых и главных, они значительно дешевле, чем новые, в-третьих, мы перед продажей их тщательно тестируем еще на допродажном этапе.

- Если это не коммерческая тайна, то скажите, Елена, как покупатель находит вашу фирму. Почему обращается именно к вам? Ведь я полагаю, что кроме вас, есть еще и другие компании, ваши конкуренты?

- Конечно, есть! Но… все наши клиенты, обращаются опять к нам, а главное, рекомендуют нас своим коллегам. Типография вкладывает немалые деньги, особенно по меркам тех стран, где работают наши клиенты. И нужна уверенность в том, что это самое оборудование будет служить долго, что оно будет качественное, что все документы будут в полном порядке, что мы, как поставщики, что называется, «не бросим» своих покупателей, что сможем решить любую проблему на любом этапе. Доверие. Нам доверяют. Заслужить это доверие можно только одним способом - очень хорошей работой. А тут и знание самого оборудования, и налаженные связи с огромным количеством типографий по всей Европе, скрупулезное предпродажное тестирование всего оборудования, всех узлов машин. И, что очень важно, качественный демонтаж, упаковка и отправка потребителю. Это сложный процесс – ведь оборудование для типографии очень сложное и очень нежное, если можно так сказать о машинах… Для нас самое важное – качество нашей работы. И наши клиенты.

- Как технически это осуществляется? У вас работает команда? Как вы подбирали людей для работы? Думаю, что это не менее сложный процесс – подбор команды?

- Знаете, - Елена улыбается, - вероятно, я произвожу на немецких владельцев типографии впечатление очень въедливого, дотошного человека, но иначе я не умею работать. Так же тщательно, как к оборудованию, что мы продаем, я подхожу и к своим сотрудникам. Ну а, как известно, подобное тянется к подобному! Вся цепь – от поиска нужного оборудования до доставки его к покупателю разделена на блоки. Каждый из сотрудников отвечает за свой блок работы. Техника тестируется, потом, если нас устраивает ее качество и параметры, она демонтируется. Все процессы снимаются на видео, которое и посылается покупателю. Он должен видеть, что он покупает, как это демонтируется, как упаковывается. Все делается с особым тщанием, чтобы в типографию при доставке все приехало в идеальном виде и не возникло проблем со сборкой и наладкой. Так что наши сотрудники такие же, как и я сама… Поэтому мы - команда. Поэтому нам и доверяют!

- А ваши клиенты могут посмотреть оборудование до демонтажа? Я имею в виду, что называется «пощупать и понюхать» до покупки? Одно дело, разглядывать машину на вашем сайте, а другое - заказывать - это, наверное, для постоянных покупателей или покупателей по рекомендациям. А вот новые клиенты? Могут они приехать сами и вместе с вами посмотреть необходимое оборудование?

Конечно! Мы принимаем наших покупателей, можем, если позволяет их время, устроить экскурсию по Германии или Бельгии - совместить приятное с полезным и, главное, показать оборудование и проработать тщательно все вопросы - от документации до демонтажа и отправки. Особенность нашей работы – мы всегда, на любом этапе, рядом с нашими клиентами.

Кофе выпит. Диктофон выключен. И мы прощаемся с милой молодой женщиной, владелицей такого, казалось бы, не женского дела. Что же привносит женщина в бизнес? И вспоминаются слова, которые Елена произносила чаще всего. Скрупулезность и Тщательность, Собранность и Аккуратность. И еще Доверие. Наверное, это и есть те базовые черты, что позволяют молодой женщине в чужой стране вести успешный бизнес.